![](http://cs623617.vk.me/v623617579/1207/JUj8jjAq8H8.jpg)
Не так уж давно — несколько поколений назад — океаны и моря буквально кишели всякой тварью. Это, конечно, не смирная сельдь или кроткая камбала, а существа страшные и таинственные: Морской змей, способный проглотить корабль, осьминог, одним движением пары-другой щупалец тащивший судно на дно, а также морские обольстительницы и прочее, прочее, среди чего «Летучий голландец» казался не таким уж и страшным.
Моряки обзаводились амулетами, потому что рисковали жизнью; владелец корабля рисковал имуществом. И относительную безопасность своего корабля и груза он обеспечивал тем, что на носу помещал вырезанную из дерева статую. Изображение прекрасной дамы, чтобы околдовать и сбить с толку злые силы, или уродину — чудовище, столь страшное, чтобы напугать их раз и навсегда.
Начало, как и всему на море, положили финикияне. Носы их кораблей украшала конская голова. Древние египтяне отдавали предпочтение голове быка Аписа — священного животного.
В раннем средневековье, когда волны морей стали бороздить ладьи викингов, узнать их было нетрудно по голове дракона. И каждому, кто видел разъяренного дракона, становилось ясно, что на палубе решительные воины с наточенными боевыми топорами и щитами из липового дерева.
Таковы предки затейливо вырезанных скульптур, которые еще в начале нашего века украшали каждый уважающий себя деревянный корабль. Причем резчики были не просто ремесленниками, выпускающими продукцию на потоке, — нет, каждая скульптура была произведением искусства:
• Steamship SS Great Britain, figurehead, port side "[Dieu et] Mon Droit", "[Honi Soit] Qui Mal Y Pense" - Архаично. Надпись на французском(!) языке “Dieu et mon droit“(экзотерический перевод: “Бог и моё право”). Далее на этом французском же “Honi soit qui mal y pense“(экзотерический перевод: “Стыд будет тому, кто думает дурно”).
(
нажмите, чтобы увеличить изображение)
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2f/SS_Great_Britain_figurehead,_port_side.jpg)
• Photograph by Mike Peel (
www.mikepeel.net)
...Языческие символы сменялись ангелами, мадоннами, святыми: выяснилось, что они гораздо лучше охраняют судно на водах. Единственным апостолом, на изображение которого на носу наложено строгое табу, был апостол Петр — так как при жизни ходил пешком по воде. Казалось бы, что столь непотопляемый святой, наоборот, будет у моряков в чести, но пути суеверий неисповедимы...
Уже в конце средних веков святые уступили место мифологическим персонажам (Гераклу, например, или Медузе Горгоне) и геральдическим зверям. Военные моряки особенно уважали единорога — зверя мощного, храброго и ужасного, нагоняющего на врага страх.
•
His Majesty’s Frigate Unicorn (1824) in Dundee![Pictures of HM Frigate Unicorn - Attraction Photos](http://media-cdn.tripadvisor.com/media/photo-s/02/f4/e9/2e/hm-frigate-unicorn.jpg)
• This photo of
HM Frigate Unicorn is courtesy of TripAdvisor
читать дальше
В древнем Риме носовое украшение именовалось рострой, в древней Греции- кариатидой.
Распростертая над бушпритом и устремленная вперед, она была символом судна, гордостью владельцев судов и капитанов. Когда судно отслуживало свой срок, носовую фигуру снимали, и она украшала стены зданий, колонны, дома хозяина или капитана. Впоследствии носовые фигуры попадали в морские музеи (Самая богатая коллекция собрана теперь в Стокгольмском морском музее — с эпохи викингов до времени судовладельца Юхана Нурдберга с Аландских островов).
Духи охраняли судно от несчастий, мелей, штормов, и опасных ветров. Если корабль затонул, они сопровождали души моряков в страну мертвых.Украшения в обличье богов характерны для Древней Греции, причем отдавали предпочтение богине победы Нике.
Также в убранстве кораблей часто обнаруживаются мифологические персонажи. Преимущественно это были древнеримские боги, покровители мореплавания и торговли, Нептун и Меркурий.
Славяне украшали свои ладьи головами баранов или козлов, а другие народы украшения на носу судна предпочитали делать в виде птиц, например павлинов.
Со второй половины XVI века и особенно в XVII веке богатый скульптурный декор становится обычным атрибутом всех парусных кораблей.
В 16-19 веках наиболее распространенным персонажем, изображаемым на носу военных судов, был лев. Особенно любили украшать корабли резными львами голландцы. От них эта мода перешла и в Россию - при Петре I лев обязательно присутствовал в декоративном оформлении парусников только что созданного флота.
Использовались геральдические или именные скульптуры: антропоморфные - в виде человеческой фигуры, зооморфные - в форме птиц и зверей или предметные - в образе гербов, виньеток, гирлянд и т.п.В XVII веке украшения носов на европейских кораблях «разрослись» до таких размеров, что стали угрожать остойчивости судна. Кроме того, цена украшенного корабля совершенно неимоверно вырастала отнюдь не за счет улучшения его судоходных или боевых качеств.
Здесь калейдоскоп фотографий
Первыми попытались отказаться от дорогих и, в общем-то, ненужных украшений трезвые и расчетливые лорды из Британского адмиралтейства. Дело было в XVII веке, и лорды учли все: экономию, улучшение технических данных, забыв только одно — психологию моряков. Те наотрез отказались выходить в море на «голых» судах. Запрет был отменен.
Чем больше строили кораблей, тем меньше было возможностей пригласить настоящего художника.
В то время как для военных кораблей предписывались изображения патриотические и боевые, торговый флот предпочитал сугубо цивильные мотивы, особенно дам щедрых форм. По мнению доморощенных психологов, подобные скульптуры должны были хоть как-то скрасить морякам долгие месяцы одиночества, напоминая родной дом и оставленных подруг.
Впрочем, иногда судовладелец хотел напомнить морякам другое. В историю вошел аландский судовладелец Юхан Нурдберг. Для того чтобы экипаж — от капитана до юнги — ни на минуту не забывал, кто их хозяин, он распорядился украсить нос своего судна «Звезда Таваста» собственным раскрашенным скульптурным портретом. С усами и бородой, в котелке и галстуке, в рубашке с аккуратно вырезанными пуговичками. Дело было перед первой мировой войной.
Увы, эффект оказался совершенно неожиданным и, надо прямо сказать, для г-на Нурдберга неприятным. Мало того, что матросы собственного его судна развлекались, соревнуясь, кто точнее плюнет на деревянную шляпу или метко попадет с берега гнилым помидором в резное лицо, они стали называть изображение хозяина «идолом» или «дураком». Впоследствии название перешло и на корабль.
И когда судовладелец услышал, как с берега кричат: «Эй, на «Дураке»!» — он понял, что пора свое изображение снимать. Так вошел в историю Юхан Нурдберг, и завершилась долгая история резных изображений, устрашавших ветры и волны несколько тысяч лет.
Проза жизни (версия): Сейчас фигуру называют «галеонной фигурой» по имени кораблей, но в морской терминологии ее называют «гальюнной» фигурой, поскольку она устанавливается на гальюн (свес в носовой части парусного судна). На этом же свесе устанавливались отхожие места для экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты на кораблях.
© Л. Ольгин «Вокруг света»
http://www.vokrugsveta.ru/©
Здесь калейдоскоп фотографий© Кадр из фильма Voyage of the Unicorn
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ:
ТЕМЫ ЗАПИСЕЙ