«Того же году (1562) февраля в третий день Царь и Великий Князь печать старую меньшую, что была при отце его Великом Князе Василии Иоанновиче, переменил, а учинил печать новую складную: орел двоеглавый, а среди его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавый, а среди его инърог».
При Иване Грозном статус эмблемы единорога как символа царской власти возрос. Единорог появился на Малой печати царя. На второй - главной - ее стороне находился двуглавый орел. Этот факт свидетельствует о возвышении изображения единорога до уровня первостепенной важности - своего рода личного герба Ивана Грозного или даже о попытке замены двуглавого орла на единорога как государственного герба.
Печать Ивана IV Васильевича с изображением
1 - двуглавого орла на лицевой стороне; 2 - единорога на обратной стороне (прорись по А. Б. Лакиеру)
Иоанн Грозный — Священный и воистину Грозный Монарх, дарованный Русскому Народу по Милости Божией. Иоанн Грозный! Страшное имя для всех доморощенных и заморского посола либералов и гуманистов. Славное и Святое имя для многих консервативно мыслящих православных соотечественников. Для большинства же он загадка.
Единорог не случайный символ в российской печати Ивана Грозного. История происхождения и развития символа продолжается века и тысячелетия, и Русь знала Индрика-зверя - «всем зверям отца», восходящего к индоевропейской ведической традиции персонажа «Голубиной книги». Культ солнечного бога войны, грома и молний Индры — «самодержца», «вседержителя», «царя всех богов и всей вселенной», наибольшего развития достиг у ариев Индии. Совершенно очевидно, что Индра играл важную роль и в духовной жизни предков славян, но со временем оказался вытесненным солнечными Сварожичами, заняв место среди лунных богов — Дыевичей. Функции громовержца и покровителя дружины отошли к Перуну Сварожичу, а образ могучего воина Индры смешался с образом его волшебного коня, называемого в русской традиции Единорогом, и уже в христианское время превратился в козлоподобного Индрика-зверя «Голубиной книги». Борьба Единорога и Льва, символизирующая противостояние Индры и других Дыевичей со Сварожичами, стала одним из распространенных сюжетов русского народного искусства, и нельзя исключить вероятности знакомства с этим сюжетом Ивана Грозного и его печатников. Кроме того, борьба Льва с Единорогом изображена на печати верейского князя Василия Михайловича, привешенной к его договорной грамоте с Иваном III от 4 апреля 1482 г. Древний культ Индры нашел также свое отражение и в славянских языках — слова ейгь, ядреный по сей день означают «обладающий силой особого свойства».
Откуда этот мифический зверь пришел в русский герб? Что он обозначал в те далекие времена и чем был этот символ для Царя Иоанна Васильевича? Цари наши, проникнутые Священными идеями Писания, представляли единорога символическим образом своих побед, помня слова 91-го псалма:
«и вознесется яко единорога рог мой»
и Апокалипсиса (5.5): «се победил есть лев,»
который, между прочим, и кроме других символических смыслов был и остается гербом колена Данова, из которого выйдет антихрист.
Не есть ли образ единорога, победителя льва, символическим и сокровенным обетованием потомкам о грядущем Русском Царе, что сразится с сыном погибели. Очевидно, что образ индрика-зверя, образ воинственный и благородный, одухотворенный и возвышенный, символизировал сам принцип власти Богом ставленного Царя.
Во времена же Грозного происходит и переосмысление древнего сюжета противостояния льва и единорога, сюжета, весьма популярного в искусстве еще древнерусского периода. В новом символическом прочтении лев и единорог по краям Государственного двуглавого орла стали означать преемственность Самодержавной власти от Князей Владимирских, чьим гербом являлся золотой лев, и обретение русскими государями, Великими Князьями нового качества Господом ниспосланной Царской Власти, данной русским Самодержцам через таинство миропомазания, совершенного над Иоанном Васильевичем Грозным в 1547 году. Символом нового государственного и духовного качества и становился единорог. …
Единорог встречается в русской псалтыри 1397 года, на золотых монетах Царя Иоанна Третьего, деда Грозного Самодержца, на печати Красноярского острога в 1644 году, на эмблеме Московского печатного двора. На парадном седле Иоанна Грозного, которое хранится в Оружейной палате Кремля, два единорога вышиты серебром на красном бархате и предстоят центральной фигуре двуглавого орла, также вышитого серебряными нитками с золотыми венцами на главах. Там же хранится и знаменитый трон, который, по преданию, привезла на Русь София Палеолог и который был дополнен некоторыми знаковыми фигурами (или серьезным образом обновлен) при Грозном Царе. На спинке трона двуглавый орел фланкирован все теми же гербовыми фигурами орла и единорога.
Однако эмблема единорога все же не заняла ведущее положение. На Большой печати Ивана Грозного (1562 г.) и его приемников с обеих сторон изображался двуглавый орел. Единорог переместился на нагрудный щит орла. В щите орла главной стороны Большой печати располагался всадник, поражающий змия. Эта композиция с двуглавыми орлами дублировалась на золотых монетах, которые выпускали сын Ивана IV Федор Иванович и все его преемники до конца XVII века. Их главная сторона была с орлом, на щите которого изображался единорог. Значит, ранжировка русских государственных эмблем на золотых сохранялась такой: двуглавый орел, единорог, всадник-змееборец. В конце концов змееборец "победил" единорога. Он остается и теперь гербом Москвы, а единорог как государственный символ ушел в небытие.
А если серьёзно, то очень серьёзный и достойный труд ты проделала. С интересом прочитала. Всё-таки жаль, что единорог не остался на нашем гербе... Может, если бы остался, то у нас было бы побольше фигурок с ним. Да и вообще видеть его приятнее, чем того же орла.
На самом деле - закончила писать, начала перечитывать и.... о ужас... в преддверии магической даты 21.12.12 - писать об сокровенном обетовании потомкам о грядущем Русском Царе, что сразится с сыном погибели; и вставлять цитаты из Апокалипсиса... это очень прям жизнеутверждающе и своевременно.... oops
Монетку, отчеканенную во времена Ивана Грозного
Вот такое у меня скромненькое желаньице)
на волне всеобщего сумасшествия, когда уже чуть ли не из утюга твердят о грядущем конце света, нагнетают по всем TV каналам и разогревают, и возбуждают народ.... - я дала себе слово, что не буду принципиально вливаться в эту толпу и засорять эфир мрачнятиной апокалипсиса
пару часов назад по пятому каналу запрет был нарушен, к примеру
Мы их отшлёпаем за это! И накажем во имя единорогов!
Вау, какой интересный момент. Не знала, не знала. Ну что ж. Значит, наши все равно победят
Кстати (не знаю, было здесь где-нибудь или нет), а на стяге Ермака Тимофеевича тоже был Единорог.
Хотя сейчас соображаю, что, скорее всего, тоже в тему и во славу Ивана Грозного.
А вообще, смотрю, какое-то время весьма активно использовали образ Единорога и на российских знаменах Тыц. Цитата дня: "...изображены вместе именно эти фигуры, т. е. двуглавый орел, единорог, лев, грифон, орел и ездец..." Последнее слово прям привет концу света, пролетевшему как фанерка над Парижем
хаТю монетку с единорогом!
На ебее несколько раз засматривалась на монетки с единорогами. Что характерно - не дорогие!
"....и ездец..."
На ебее несколько раз засматривалась на монетки с единорогами. Что характерно - не дорогие!
Всё о монетах с единорогом ТУТ